Наш форум собрал людей, которых интересуют проблемы энергетики, перспективные направления развития и проблемы энергоснабжения. Здесь можно обсудить любые теоретические и практические вопросы, связанные с энергетической тематикой, и получить квалифицированный ответ эксперта. Удобная структура разделов на сайте позволяет быстро найти необходимую информацию. Отдельный раздел посвящен технологиям альтернативной энергетики, где показаны современные возможности использования для производства электричества энергии ветра, солнца и других возобновляемых природных источников.

Рост цен на энергоносители заставляет граждан искать способы экономии энергии в быту и развивать индивидуальную энергетику. У нас наиболее полно представлена информация по данной тематике, а также обсуждаются возможности и экономическая целесообразность использования тепловых насосов. Здесь можно получить консультацию профессионала и поделиться опытом использования индивидуальных установок для электрогенерации.

Традиционная нефтегазовая отрасль имеет большое значение в современной экономике. Предлагаем обсудить перспективы добычи нефти, узнать мнение экспертов о размере ее запасов на Земле и будущем отрасли.

Наиболее бурно обсуждается сегодня во всем мире газодобыча и снабжение газом мировой экономики. На нашем форуме публикуются актуальные данные о добыче, перспективных месторождениях и новых технологиях. Учитывая возникающие у многих вопросы по поводу добычи СПГ и перспективах его использования в разных странах, мы открываем отдельную рубрику по обсуждению данной проблемы. У нас можно узнать мировые новости по мировым газовым конфликтам, о газотранспортировке в Европу, о спорах по урегулированию газового долга Украиной.

Подробно обсуждаем традиционные и новейшие отрасли атомной энергетики и ее значение в будущей экономике, уделяя большое внимание проблемам безопасности ядерной энергетики. Особый интерес представляет атомная энергетика основанная на делении урана-238.

Сланцевая нефть также активно обсуждается на нашем форуме. Не менее активно обсуждается Сланцевый газ в разделах нашего форума.

Наш форум объединяет всех, кому интересны теоретические проблемы и практические задачи энергетики и использования энергоресурсов. Просмотр сообщений и новостей доступен незарегистрированным пользователям. Для публикации сообщений пройдите процедуру регистрации.

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - malmstream

Страницы: [1] 2
1
ПОЛУЧАЮ 20 ЛИТРОВ В ЧАС.

ЧТО И КАК БЫЛО ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ, ОТЛАДКЕ, ВЫВОДЕ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ РЕЖИМ ПЕРВОЙ ИЗВЕСТНОЙ НАМ, ВВЕДЕННОЙ В СТРОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ СИНТЕЗА АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА.

ДАВЛЕНИЕ, ТЕМПЕРАТУРА, ВОДОПОДГОТОВКА. ПЕРВАЯ ЖЕРТВА: СОЖЖЕННЫЙ КОМПРЕССОР. НЕ ПОВТОРЯЙТЕ МОЕЙ ОШИБКИ.

В марте 92г получил от приятеля ксерокопию со статьи о "бензине" домашнего изготовления. Статья была в "Труде", с номером телефона редакции журнала "Приоритет" - первоисточника информации. Приехал специально в Москву, взял два номера журнала. Прочитал. В ожидании третьего номера (5-6' 93), завершающего первый круг публикаций на эту тему, поехал в библиотеку, там выбрал все, что есть о производстве метанола. Свое образование продолжил на предприятии, где делают аммиак. Оно, к счастью, у нас есть в городе. Дошел там до больших людей, расспрашивал их и почувствовал, что ждать не могу. Третий журнал задерживался, но и в двух первых было кое-что для начала. За основу взял реактор, приведенный там. Температуру 300 градусов и давление 20 атмосфер в принципе создать довольно несложно [прим.ред.: но не нужно!]. Г.Н.Вакс предлагал найти два компрессора от холодильников. Я это и сделал. Купил новые. Холодильный компрессор качает даже до десяти атмосфер, но его ресурс, если он будет работать в таком режиме, ничтожен. Я сделал схему, включал через редуктор этот компрессор — греется через три минуты. Брызнешь на него воды, кипит, как на утюге. В общем, первый компрессор у меня сгорел через два дня. Компрессор — это страшный дефицит. Купить его практически невозможно. Ремонтнику из Рембыттехники выгоднее отремонтировать холодильник за двести тысяч, чем продать компрессор тысяч за 50. (Здесь и дальше денежные измерения ведутся в украинских купонах — ред.). И все же я исхитрился там достать. Можете понять мои переживания, когда один из них приказал долго жить.

Стал думать, что делать дальше. Надо было преодолеть некоторый психологический барьер, прежде чем решиться делать то, что надо было сделать. Короче говоря, оставшийся компрессор я располовинил. На токарном станке. Резцом... Он же сваренный! Разобрал. Вставил внутрь змеевик для охлаждения специального компрессорного масла, Собрал. Пустил холодную воду — результат вроде неплохой. Но тут другая неприятность: если ты качаешь компрессором газ до давления 20 атмосфер, а потом выключишь его, то уж не запустишь: обратное давление не позволит этого. Начального импульса не хватит, чтобы протолкнуть содержимое магистрали находящейся под давлением 20 атмосфер. Чтобы преодолеть это препятствие, я стравливал давление полностью через клапан, потом запускал снова. Ну а в остальном плане компрессор работал нормально. Проработал неделю — температура колебалась около 60 градусов. Итак, источник давления я имел. Как выяснилось дальше, оно было чрезмерным. Можно и нужно обойтись гораздо меньшим.

ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ 350°, НАДО СХОДИТЬ НА РЫНОК. А УЖ ТЕРМОРЕГУЛЯТОР ДОСТАВАЙТЕ У ХИМИКОВ-ПРОИЗВОДСТВЕННИКОВ. Теперь мне надо было запастись источником тепла. Два киловаттных Тэна купил на базаре. Для чего они, какого назначения — понятия не имею. Спрашивал у мужика, где тот взял, на предмет, если придется потом еще их доставать. Не говорит. Скорее всего они продавались в открытой продаже, для бытовых нужд. Из тэнов я сделал змеевик. Итак, 20 атмосфер у меня есть, 350 градусов тоже. Дело шло за автоматикой. За основу я взял обыкновенный термодинамический прибор, который стоит на всех химических заводах. Там две шкалы — минимальной и максимальной допустимой температуры. Прибор срабатывает через реле — на поддержание температуры в тэнах. Я взял за основу 350 градусов и, повторяюсь, ненужные 20 атмосфер, следуя журналу. Этот терморегулятор дает погрешность в десять градусов. До шестисот градусов можно регулировать отверткой. Как поставишь, так и будет. Ну а теперь начиналось самое сложное.

РЕАКТОР ПРИШЛОСЬ ДОДУМЫВАТЬ. ЖУРНАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ НЕ ОБНАДЁЖИВАЛ. Дальше у меня не пошло, Трубка была длиной 160 мм, с внутренним диаметром 30 мм и толщиной стенок 2 мм, Я сделал с обеих сторон внутреннюю мелкую резьбу, чтобы надеть заглушки. Конструкция, по мысли автора, должна была выдерживать такое давление. Но нет, это невозможно. Тем более при такой температуре и притом, что там будут водород и СО... Не может эта штука выдержать 20 атмосфер! Плюс нагрев... Стал думать, что делать дальше. В журнальной публикации дали просто эскиз. Ни чертежа, ни размеров... Ну я, не зная всего, что последует дальше, взял соотношения рисунка, подумал, прикинул... Нет, заведомо придется от этого отказаться. Пойдем "своим путем". Я достал трубку из бериллиевой бронзы диаметром 70 мм. Из нее сделал реактор. Размеры сохранил почти те, что были в журнале. 160 мм общая длина, внутренняя длина около 140 мм. Но вот материал не тот и толщина стенок где-то около 8 мм. Другое дело!

Теперь возник вопрос о катушках. На чем их мотать? Не на картоне же! Но это я понял потом. Вначале, действительно, мотал на нем. С опозданием, но все же сообразил: тут будут серьезные проблемы. Их сразу надо решать фундаментально. И вот, я надумал делать катушки из огнеупоров. Раздобыл шамотный камень, у нас есть на заводах соответствующее оборудование, ремонтная база — на токарном станке делал сердечники. Но это не все. В сердечниках я пропилил пазы для вентиляции — путем конвекции, Дело пошло. Всю эту конструкцию я опрессовал на гидравлическом прессе, на котором проверяют дизельные форсунки. Так определяется герметичность системы. Я проверил и убедился, что утечки все резьбовые соединения в моей конструкции не дают. Проверял на давлении в 500 атмосфер! Все держало. И не мудрено: все трубопроводы у меня были от форсунок, которые применяются в дизельных машинах. Они идут от насосов высокого давления. Дальше опять остановка. Очередной публикации нет, а я раньше никогда этим делом не занимался.

НЕОБХОДИМОЕ И НЕПРОСТОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ— ВОДОПОДГОТОВКА. Может, я напрасно выставляю себя простачком. Все же немало прочитано и опыт конструирования, строительства всякого разного тоже имеется. В общем, можно считать, самостоятельно пришел к мысли, что нужна будет система водоподготовки. Не знаю почему, а будет обязательно нужна. Иначе ничего не выйдет. Однако — все по порядку. Надумал я вот что. Взял обыкновенный газовый 27-литровый баллон. Обработал его внутри. Вначале обезжиривающим раствором, а потом опилками, металлическими стружками, с их помощью соскребал ржавчину. Вварил взрывную горловину, с другой стороны сделал штуцер подвода газа под давлением. Потом все внутри обработал раствором эпоксидной смолы. Взял обыкновенный эпоксидный клей в магазине, размешал, туда добавил пол-литра ацетона, все это влил в баллон, ополоснул стенки и вылил. Так предохраню металл от коррозии. Баллон поставил на газ. Нагрел градусов до 60-80. просушил, получилась внутри пленка. Теперь занялся водоподготовкой. Я воду буду брать не из-под крана, как рекомендовали ваши изобретатели, а по науке, как советуют научно-популярные издания. Я делал дистиллят. Приготовлял его по вашей конструктивной схеме — схеме холодильника. Очень хорошо идет процесс. Пара почти никакого не образуется, получается чистый дистиллят.

САМОЕ СЛОЖНОЕ НЕ МЕХАНИКА, НЕ ТЕПЛО И НЕ ДАВЛЕНИЕ. ХИМИЯ — ВОТ, ГДЕ ГОЛОВУ СЛОМИШЬ. Для чего это я делал? Чтобы не было отравления катализатора. "Приоритет", за основу брал цинк-хром-графитовый катализатор. Я прочел массу литературы. Вычитал, что в промышленности применяется: хром — 65 процентов, цинка 25 и 10-15 идет графита. Я это все исполнил. Полученный катализатор взял один к одному с железными стружками. Потом достал большое количество ферромагнитных колец, раскрошил их, просеял через сито — у меня получились зернышки примерно в полмиллиметра диаметром. В водопроводной воде много хлора, примеси разные. Их надо было удалить...
В моем рассказе, чувствую, нет настоящей последовательности. Но ее я не было на самом деле. Я действительно перескакивал с одного на другое. Вынужденно...
К тому времени я прочитал массу литературы и в одном месте вычитал, что можно применить медно-цинково-алюминиевый катализатор. Там не указывалось процентное содержание. Ну, я взял меди 60 процентов, цинка 30 (окиси), и 10 процентов окиси алюминия. Все перемешал опять с ферритом взял один к одному. Есть одно серьезное "но" у этого типа катализатора. Говорится, что он выдерживает не больше 240 градусов и давление в пять атмосфер. Это так называемый низкотемпературный катализатор. Но он, как и цинковый катализатор, очень чувствителен к содержанию сероводорода, серы в исходном природном газе. Я стал выяснять, что за газ идет в нашу газораспределительную сеть. Оказалось, он содержит от 100 до 800 мг серы в кубическом метре. Между тем, в научно-популярной литературе написано, что хромо-цинковые катализаторы выдерживают до 30-40 миллиграммов серы на кубометр газа, медные — самое большее десять миллиграммов. Начал я раздумывать, как же газ очистить от серы. Тем более это необходимо делать, что ведь в бытовой газ добавляются одоранты для безопасности пользования газовыми плитами. А одорант имеет отравляющее действие на любые катализаторы! Там тоже хлор, сера.

ГАЗООЧИСТКА. АВТОМАТИКА. КОЕ-ЧТО ЕЩЕ. ОЧИСТКА ГАЗА ОТ СЕРЫ. ИЩИТЕ ФИЛЬТРЫ! Исходный газ - тот, что поступает в распределительную сеть для использования на кухне, имеет примеси, отрицательно влияющие на процесс синтеза метанола. Чтобы очистить его я пробовал сперва ставить в качестве фильтра противогазовую коробку. Этого явно не хватало. Катализатор забивался, что сказывалось на выходе продукта. Я вычитал, что в промышленном производстве очистку от серы ведут до 1.0 мг/куб.м, максимум до двух граммов на один кубометр природного газа. А также узнал, что можно хорошо очищать газы с помощью специального фильтра на основе окиси цинка. Достать эту окись было очень сложно. Но все же на заводе, где делают краски, мне устроили четыре сорта окиси цинка. Тут открылось следующее обстоятельство: очистка идет только, если температура достигает 300 градусов. Пришлось опять делать змеевики и реактор, что был в журнале "Приоритет". Диаметр я сделал несколько больше -100 мм, длина примерно 200 мм. Это реактор для очистки от серы. После всего этого дело у меня пошло. Я носил пробы своего очищенного газа на анализы. В лаборатории определили, что у меня остается два миллиграмма серы на кубический метр газа. Вполне нормально.

ПРИ СЕРЬЕЗНОМ ПОДХОДЕ ВАМ НЕ ОБОЙТИСЬ БЕЗ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ. Серьезная проблема возникла с автоматикой. Надо же процесс вести! Во-первых, требуется знать, сколько давать пара, значит, придется ставить ротаметры - приборы, указывающие расход пара и расход газа. А наши производственные не подходят... Нам надо знать давление в каждой ступени. В общем, необходимы контрольно-измерительные приборы... Это стоило больших денег.

ПРОДУВКА СИСТЕМЫ ИНЕРТНЫМ ГАЗОМ - ВАЖНАЯ МЕРА ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ.

Перед запуском установки я делал общую продувку углекислым газом, тем, из которого приготовляют газированную воду. Продувка вытесняет из системы воздух. Увидев, однако, что это дорогое удовольствие, перешел на продувку природным газом. Вел эту операцию в течение получаса. Я ни на минуту не забывал, что имею дело с водородом, что воздух с водородом может в некоторых соотношениях и при определенных условиях давать гремучий газ, который взрывается. Решил обезопаситься на тысячу процентов и применял технику безопасности, где только возможно. Помучился с системой клапанов. Перепускные клапана, аварийные, запорные, отсечные, дросселирующие... Чтобы в холодильник пошел синтез-газ, нужен дросселирующий клапан. Он позволяет поддержать давление пять атмосфер, как я это делаю, или 20 атмосфер, как рекомендует Г.Вакс. В системе у вас нарисованы эти клапана.

СИНТЕЗ-ГАЗ ИДЕТ НА ОХЛАЖДЕНИЕ И ПОЛУЧАЕТСЯ ЖИДКОСТЬ.Синтез-газ идет в холодильник через дросселирующий клапан (или редукционный, что одно и то же). Холодильник сделал, почти как в "Приоритете", но не совсем. Я взял обыкновенные алюминиевые трубки; одну диаметром примерно 60 мм, другую сантиметра полтора. Внутреннюю трубку забил фольгой - обрезками детских елочных гирлянд. Все это утрамбовал, закрыл заглушками, а сверху одел трубку, диаметром сорок миллиметров, поставил через сальники так, что снизу поднималась холодная вода, а сверху опускалась отработанная. Испытал ее на паре. Получилось идеально. Я делал так. Достал 27-литровый газовый баллон, очистил его, провел необходимые антикоррозиционные работы внутри. Заливаю туда 27 литров воды из-под крана, ставлю на газ. К баллону подсоединяю воздушный змеевик и - на холодильник. Из 27 литров водопроводной воды получаю 26 литров дистиллята - значит, мой холодильный агрегат действует почти на сто процентов. Синтез-газ идет на охлаждение, и у меня получается не то что метанол-сырец, а всевозможные спирты.

3А НЕИМЕНИЕМ ПРЯМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА ВЕДУ ПРОЦЕСС ПО КОСВЕННЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ. Я не имею специального образования, чтобы устанавливать состав жидкости, которая получается в результате всех этих ухищрений. Нет у меня и необходимой аппаратуры. Не имею, естественно, экспресс - лаборатории. Пытаюсь нащупать характер жидкости с помощью лакмусовых бумажек...

С нижней части холодильника я сделал колено, туда поместил обыкновенный измеритель плотности - спиртометр. Он свободно продавался. Когда в этом колене у меня скапливается продукт, смотрю в стеклянную трубку, в которой плавает поплавковый плотномер. Исхожу из того, что плотность метанола должна быть примерно 0,792 грамма на сантиметр кубический. Только по плотности могу определить результативность процесса - пара больше дать или меньше. Далее по схеме у меня стоит специальная форсунка. Я поджигаю фитилек, когда делаю продувку газом. Потом, при включении напряжения на обогрев, там появляются какие-то горючие пары, поддерживающие это горение.

ВСЕ ВРЕМЯ ПОМНИТЕ: ПРОЦЕСС СОПРОВОЖДАЕТСЯ ВЫДЕЛЕНИЕМ ВОДОРОДА! НЕ ДОПУСКАЙТЕ ЕГО СКОПЛЕНИЯ! Я исхожу из того, что мётанол сырец обогащен водородом. Чтобы водород не скапливался, например, в канистре, я сделал специальную центрифугу типа циклона. Она распыляет полученный сырец. Агрегат работает от пылесоса. Тут тоже предусмотрел меры взрывобезопасности: сделал хороший корпус, все, чтобы было герметически закрыто для газа. В сосуд пропущена лопасть. Ось ее герметизируется тремя стоящими один за другим сальниками. Жидкость, которая поступает в этот накопитель, падает непосредственно на лопасть и разбивается до тумана, так, что если там есть водород или другие газы, в канистре все же не образуется концентрации горючих смесей. Газы уходят на каталитическую горелку и там сгорают. Я месяц над этим голову ломал. Пугало меня также - залить сразу 20 литров этого топлива в канистру. Чего доброго, оказавшись в одной емкости, эти двадцать литров как бахнут! Поэтому я начал с литровой тонкостенной лабораторной посуды. Она герметически закрывалась. Перед использованием я туда пускал конфорочный газ - вытеснял воздух. Свою конструкцию я называю лабораторной установкой. Она заключена в стальной цилиндр. Я сделал его из двух газовых баллонов: отрезал верх и донышко, сварил, сделал лючки. Вся установка с меня ростом - примерно метр шестьдесят. Это не считая емкости для воды.

НА СЛУЧАЙ ВСПЫШКИ ИЛИ ЕЩЕ ЧЕГО... У меня такая система, что в случае пожара или взрыва, она сразу вся обесточивается. На магистрали газа стоит электроклапан. Все это мгновенно автоматически, закрывается, и против системы направлен десяток одних только огнетушителей. Сам я также берегусь: надеваю особый шлем. Сделал для глаз забрало из восьмимиллиметрового плекса, одеваю на живот и другие части тела защитные доспехи типа хоккейных. Может, это смешно, конечно. Но я раньше не занимался этой аппаратурой и решил технику безопасности довести до предела моих возможностей. Вспышки-хлопки у меня случались. Особенно вначале. Я очень мучился с реактором. У меня провода горели. Там в "Приоритете 500 - 1000 Ом было написано, и это вроде работало, а у меня - нет. Я мотал до 1200 ом... Они выдерживают самое большее сто градусов, потом плавятся. В моей огнеупорной катушке была самая маленькая температура 120-150 градусов. Я там много разных конструкций перепробовал... Сейчас все катушки стоят оптимально. Особо хвастать не могу, но в день получаю по меньшей мере 20 литров топлива, неизвестно какого, - однако, машина на нем ездит. У меня "Жигули" шестерка. Об использовании самодельного автотоплива - в следующий раз.

2
Детонационная способность у метанола низкая, октановое число 150 и тот факт что им заправляют гоночные болиды это подтверждают. Токсичен если пить или нюхать пары усиленно, в производстве, как раз таки недорог абсолютно (отсюда как бы и интерес к нему появился), катализатор можно купить, и он не дорогой, насколько я понимаю, температура вспышки компенсируется большим объемом смеси подаваемой в цилиндр (как следствие - повышенный расход, но, учитывая, что мы рассматриваем его как дешевое топливо, это не критично).

Метанол как заменитель бензина
Советы и опыт практиков, сделавших установки и ездящих на метаноле
Геннадий Иванович Федан, механик, изобретатель, у него много своих разработок. Его особое увлечение - автомобиль. По специальности он горный инженер, выпускник Донецкого политехнического университета. Работая одно время механиком по обслуживанию спидвеистов, тогда и познакомился с использованием метанола.

Лет восемь как мы начали использовать метанол в автомобиле. В течении первых двух лет мы боролись с коррозией. Образовывался конденсат воды, нужно было как-то это нейтрализовать. В основном коррозия поражала поршневую систему. В «Запорожце» сам двигатель чугунный, а карбюратор дюралевый. Поршневая же система стальная. Подвергались коррозии клапана, седла клапанов. Мы пробовали добавлять касторовое масло. Оно значительно повышает компрессию. Авиамоделисты, например, применяют метанол, добавляя 15% касторового масла. Но идет большая коррозия: после каждого использования этой смеси надо все промывать.

Мы спаслись от этого добавлением авиационного масла. На 20 литров метанола мы добавляем 50 грамм авиационного масла МС-20. Наши традиционные автомобильные масла при сгорании образуют нагар. Горят клапана. Из-за конденсата идет большая коррозия. Авиационное масло обладает большой вязкостью, не дает смачиваться поверхности и благодаря этому не происходит коррозии. К смеси можно добавлять касторовое масло в количестве 15% от общей массы. Итак, в смеси 5% МС-20, 15% касторового масла, остальное метанол.

Должен сказать, что метанол во многих отношениях очень привлекателен как автомобильное топливо. С применением его значительно снижается температура давления (?). Кстати у нас двигатель старый, порядком изношенный, а с метанолом работает прекрасно. На оборотах выше средних есть смысл добавлять воду. В этом случае увеличивается топливный запас двигателя. Я пока экспериментально уточняю дозировку. Разрабатываю установку, чтобы была дозированная добавка воды в зависимости от режима работы двигателя. Как только пойдут высокие обороты, начинается впрыскивание.

Допустим, по какой-то причине вам необходимо временно или постоянно перейти на бензин. Для этих случаев я упростил регулировку жиклера главной топливной системы. Дело в том, что под метанол сечение нужно увеличивать. Если оставить жиклер каким он был для бензина, то при использовании метанола будет падать мощность. Чтобы этого не происходило, нужно увеличить сечение жиклера, и двигатель заработает прекрасно.

Зимой двигатель с метанолом запускается гораздо легче, чем на бензине, буквально в течение нескольких секунд. Детонации нет вообще. Еще один положительный момент. Часто приходилось оказывать помощь владельцам «Жигулей», у которых образовалась ледяная пробка в топливном тракте. Это сейчас бывает сплошь и рядом. Продают бензин, разбавленный водой. На глаз это не определить. Человек купил, залил - и все. Зимой в топливной системе образуется ледяная пробка. Приходится разбирать двигатель, все это промывать. Автомобилисты тратят на это до двух суток. Между тем, ликвидировать пробку можно буквально в течении двух часов. Я беру 2 л метанола, заливаю в топливную систему, и пробка растворяется. Без разборки двигателя.

3

Краткие сведения о метаноле





Если посмотреть в Википедии, метанол (метиловый спирт, древесный спирт, карбинол, СН3ОН) — простейший алифатический спирт, бесцветная жидкость со слабым запахом, напоминающим запах этилового спирта.
Температура кипения: +64,5°C, температура замерзания: —97,8°C, плотность: 792 г/л.
Пределы взрывоопасных концентраций в воздухе 6,7—36% по объему. Октановое число больше 110.
Температура воспламенения 467°C, теплота сгорания 24000 кДж/кг — меньше, чем у бензина (44000 кДж/кг), поэтому расход метанола (в литрах) будет выше примерно в два раза.

Как топливо применяется в гоночных машинах, например в Формуле-1.
Метиловый спирт смешивается в любых концентрациях с водой и органическими растворителями.

Метанол и его пары ядовиты: выпитые 30 миллилитров метанола могут быть СМЕРТЕЛЬНЫ, если не принять срочных мер!

Традиционно метанол получали возгонкой древесины. Но более перспективен способ получения метанола — из природного газа. В дальнейшем по мере совершенствования этой технологии возможны и другие источники сырья, например биомасса (навоз).
Промышленные способы получения метилового спирта пока недостаточно эффективны для использования метанола в качества топлива, но если в ближайшие десятилетия цена на нефть будет подниматься, то ситуация может изменится в пользу спиртового топлива (особенно при использовании автомобилей на топливных ячейках).
Природный газ, как известно, почти на 100% состоит из метана — СН4. Ни в коем случае не надо его путать с баллонным газом пропан-бутаном, последний является продуктом крекинга нефти и используется напрямую в качестве автомобильного топлива.
Можно перевести любой автомобиль с бензиновым двигателем на смесь пропана и бутана, достаточно установить соответствующее оборудование. А при использовании метанола даже не потребуется никакого дополнительного оборудования.

Мы подробно опишем, как, используя метанол в качестве топлива, как можно существенно повысить мощность двигателя. Пока же только скажем, что это достигается увеличением диаметра главных жиклеров или уменьшением количества воздуха в топливной смеси.
Итак, поговорим немного о химии процесса получения метанола из природного газа.
Метан при неполном окислении превращается в окись углерода и водорода, реакция эта выглядит следующим образом:
2СН4+О2 —> 2СО + 4Н2 + 16,1 ккал.

Более простой технологически способ проходит по реакции конверсии метана с водяным паром:
СН4 + Н2O —> СО + 3Н2 - 49 ккал.

В первом уравнении стоит +16,1 ккал. Это означает, что реакция идет с выделением тепла. Во втором - с поглощением. Тем не менее, мы остановимся на втором способе получения окиси углерода и водорода.

При наличии этих двух компонентов уже можно напрямую синтезировать метанол. Реакция идет по следующей формуле:
СО + 2Н2 <=> СН3ОН.

Сегодня уже существует способ получения метилового спирта без катализатора, высокого давления и температуры.
Сложность в том, что конечный продукт получается лишь при высоком давлении и температуре (Р>20 атм, Т=350°C), но при наличии катализатора этот процесс смещается вправо и при низком давлении.
Полученный метанол выводится из реакции охлаждением до конденсации, а не сконденсировавшие газы будем сжигать. При правильном сжигании остатков водорода и СО никаких вредных веществ не выделяется (отходы СО2 и Н2O — безвредны), так что никаких вытяжных устройств не требуется.
Дальше метанол заливается через трубку, обязательно с герметизацией (!), в канистру.
Как видите, химический процесс очень прост, он основывается на двух реакциях.
Сложности есть только технологические и по мерам безопасности. Мы ведь здесь имеем дело с сильно горючими и ядовитыми веществами. Нужно опасаться как взрыва, так и утечки этих газов. Поэтому необходимо строжайше соблюдать технологию и правила техники безопасности, которые мы будем описывать.

Для сборки установки нужно будет приобрести: лист нержавеющей стали (1мм), трубку из "нержавейки" бесшовную, наружным диаметром 6—8 мм, толщиной стенок не менее 1 мм и длиной около 2 метров, компрессор от любого бытового холодильника (можно со свалок, но рабочий). Ну и, само собой разумеется, нужна будет аргоновая электросварка.
Для производительности 10 л/час теплообменник может быть длиной 600 мм, а для 3 л/час должно хватить и 200 мм, h — 20 мм. Размеры частиц могут варьироваться, оптимум где-то в пределах 0,5—1 мм.

ТЕПЛООБМЕННИКИ



Теплообменники обычно состоят из трубок, окруженных охлаждающей средой. В обиходе их называют "змеевиками".


Для жидкостей, теплопроводность которых велика, такой теплообменник может быть приемлем. Но с газами ситуация совершенно другая.


Дело в том, что на небольших скоростях поток газа движется ламинарно и практически не обменивается теплом с окружающей средой.


Посмотрите на дымок, подымающийся от горящей сигареты. Эта стройная струйка дыма и есть ламинарный поток. Сам факт того, что дымок поднимается вверх, говорит о его высокой температуре. А то, что он остается цельным прутком примерно на высоту до 20 сантиметров подъема, свидетельствует о сохранении им тепла. То есть на этом расстоянии даже при совсем малых скоростях поток газа не успевает охладиться, обменяться теплом с воздухом.


Именно вследствие ламинарности потока газовые теплообменники всегда получаются очень громоздкими.


Внутри трубок теплообменников появляются "сквозняки", которые даже на десятках метров практически не дают теплообмена.


Это хорошо известно тем, кто когда-либо гнал самогон. Длинная, интенсивно охлаждаемая трубка, из неё вытекает конденсат, но при этом обязательно идет и пар. Значит, теплообмен недостаточно эффективен.


Проблема, однако, имеет решения и оно может быть несложным. Например, наполнить трубку медным порошком (см. рис.1).


Учитывая задачи теплообмена, материалом корпуса могут быть и железо, и медь, и алюминий, материалом набивки — медь, алюминий, — что найдется. Тогда вокруг каждой частички металла струйка газа будет образовывать завихрения.


Тем самым сразу ликвидируются сквозняки и поток становится турбулентным. Ну и одновременно увеличивается в огромной степени контакт газа с охлаждаемой поверхностью.

С уменьшением размеров и увеличением количества частиц медного порошка растет сопротивление газовому потоку. Поэтому не стоит использовать для теплообменника частицы мельче 0,5—1 мм.

Набитый в трубку порошок меди постоянно принимает или отдает тепло стенкам, и поскольку теплопроводность меди примерно в 100 тысяч раз выше теплопроводности газа, то газ сравнительно быстро примет температуру стенок, если мы будем их интенсивно охлаждать.


Проточную охлаждающую воду, конечно, целесообразно пропускать навстречу потоку газа. Это дает возможность в каждый точке теплообменника иметь свою определенную температуру. Поскольку тепловой контакт у нас близок к идеальному, температура на выходе конденсируемой жидкости будет равна температуре охлаждающей жидкости.


Вот каков по идее обсуждаемый здесь теплообменник.


Приведенный эскиз есть не что иное, как дистиллятор, он же самогонный аппарат, он же теплообменник. Производительность такого дистиллятора приблизительно 10 литров в час. Его также можно применять практически в любых целях, включая установку для получения этилового спирта.


Такие теплообменники при огромной производительности в сотни раз меньше существующих.

КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НАСОС-РЕАКТОР



В существующих химических газовых процессах обычный катализатор идет в гранулах довольно значительного размера от 10 до 30 мм.


Площадь контакта газа с такими шариками в тысячи раз меньше, чем если бы мы использовали частицы в 1—1000 микрон. Но тогда проходимость газа весьма затруднится.


Кроме того, мельчайшие частицы катализатора довольно скоро выйдут из строя вследствие поверхностного загрязнения.


Нами найден способ увеличить площадь контакта газа с катализатором, не затрудняя проходимости его в реакторе, и одновременно непрерывно производить очистку от так называемого "отравления" самого катализатора. Делается это следующим образом.


Порошковый катализатор смешивается с ферромагнитными частицами - железным либо ферритовым порошком, который можно получить, разбивая магниты от неисправных громкоговорителей.

Ферриты теряют магнитные свойства при температуре выше 150 градусов. Поэтому никогда не допускайте их перегрева.

Ферриты очень твёрдое вещества - это их полезное свойство пригодится в дальнейшем и позволит обойтись без добавления абразивного порошка (об этом далее).


Смесь ферромагнитного порошка с катализатором помещается в немагнитную трубку, например, из стекла, керамики, можно и в алюминиевую или медную.


Теперь смотрите, какая может быть схема.



Снаружи трубки идут обмотки катушек. Каждая из них включена через диоды, так, например, как дано на рис.3.


При включении в сеть переменного тока обмотки включаются поочередно с частотою 50 Гц. При этом ферромагнитный порошок непрерывно сжимает и расширяет катализатор, обеспечивая пульсирующую проходимость газа.


Если же включать электромагниты в трехфазною сеть (см. рис.4), то в этом случае обеспечивается поступательная пульсация сжатий, и за счет этого непрерывно газ будет сжиматься в продольном направлении вперед.


Таким образом, система работает, как насос. При этом — многократно перемешивая газ, сжимая и расширяя его и тысячекратно увеличивая интенсивность процесса на катализаторе.


Попутно частички катализатора трутся друг о друга и о ферритовый абразивный порошок, что приводит к их очистке от загрязняющих пленок.


Схема работает следующим образом: с частотой 50 Гц происходит смена полярности на питании. Ток попеременно проходит по обмотке 1,3 и 2,4 (см. рис. 2). При этом в них появляется магнитное поле, которое намагничивает ферромагнитные частицы и заставляет их взаимодействовать друг с другом, вовлекая в движение частицы катализатора.


Таким образом попеременно возникает для газа проходимость сквозь мелкие частицы, сменяемая большим сопротивлением, оказываемым сдавленной массой частиц.

Активность катализатора, сжимающего и разжимающего реагирующий газ, по еще не изученным причинам дополнительно повышается в 20—50 раз. По всей видимости, эффекты усилятся при подаче прямоугольных импульсов или колебаний высокой частоты.

Работа описанного каталитического реактора эквивалентна реактору размером метров в 20—30. Увеличить производительность реактора можно, включая обмотки в трехфазную сеть. При этом система работает не как клапаны, а как активный насос, совмещая все положительные эффекты первой схемы и дополнительно принуждая газ перемещаться в направлении смещения сдвига фаз. При таком включении важно правильно выбрать фазировку.


Итак, в реакторе, приведенном здесь, работают следующие положительные факторы:


   
  • Увеличение площади катализатора в 300—1000 раз за счет уменьшения размеров частиц.
  • Происходит постоянная очистка катализатора от поверхностного загрязнения.
  • Постоянные пульсации давления реагирующих газов между частицами катализатора, а во второй схеме дополнительно происходит еще и перекачки газа внутри самого реактора. ??? ?

???Недостаток этого реактора — повышенное сопротивление потоку газа. Это устраняется попеременным уплотнением/освобождением частиц внутри четных/нечетных катушек.


Одна важная деталь: необходимо теплоизолировать катушки от корпуса реактора.



В связи с этим, а также из практических соображений автором сайта были внесены следующие изменения (см.рис.справа).


Корпус реактора вытачивается из латунной или бронзовой болванки диаметром 50 мм. Размеры можно взять прежние - 160 мм общая длина, рабочая реакторная длина около 140 мм, внутренний диаметр 33 мм, толщина стенок приблизительно 5...8 мм, т.е. внешний диаметр около 50 мм и того же диаметра - заглушки, их толщина по 20 мм и на каждой нарезана резьба М36х1,0 мм и длиной по 10 мм.


Всё это должно быть сделано из одного и того же материала!


К заглушкам в отверстия вставляются и привариваются переходные штуцера или просто соединительные бесшовные стальные трубки с внутренним диаметром 6...8 мм и толщиной стенок около 2 мм.


Данную конструкцию необходимо снаружи теплоизолировать листовым асбестом и разделить по всей длине на четыре секции с помощью пяти перегородок, также вырезанных из листового асбеста.


Для фиксации перегородок их можно промазать силикатным клеем. После просушки наматывается медная проволока (d=0,15мм) в каждую секцию.


Сопротивление, измеренное омметром, для каждой секции должно быть около 1200 Ом.


Обмотки включаются по схеме рис.3 через регулятор напряжения, например, лабораторный трансформатор (ЛАТР).


Чтобы избежать перегрева обмоток, их надо охлаждать, для этого можно проложить под обмотки стеклянные трубочки диаметром 6...8 мм, возможен принудительный обдув катушек, с контролем температуры внутри реактора.


Следует отметить, что подобная схема реактора на рис. 2 была заявлена на патент ее автором - гражданином Г.Н. Вакс. Она может работать в любых каталитических газовых процессах.


Для профессиональных химиков данная схема - это не домашняя разработка, а принципиально новый, еще не совсем изученный, но эффективный реактор.


 

Производство синтез-газа


Синтез-газом называется смесь H2 и СО, необходимая для производства метанола.


Вначале рассмотрим технологию синтез-газа.


Традиционные методы получения СО и H2 из метана (CH4) состоят в том, что метан смешивается с водяным паром и в нагретом состоянии поступает в реактор, где к паро-метанной смеси добавляется дозированное количество кислорода. При этом происходят следующие реакции:

  • СН4 + 2O2 <—> СО2 + 2Н2О + 890 кДж ;
  • СН4 + Н2O <—> СО + ЗН2 - 206 кДж ;
  • СН4 + СО2 <—> 2СО + ЗН2 - 248 кдж ;
  • 2Н2 + O2 <—> 2Н2О + 484 кдж ;
  • СО2 + Н2 <—> СО + Н2O - 41,2 кДж.
Как видно, некоторые реакции эндотермические (т.е. с поглощением тепла), а некоторые экзотермические. Наша задача создать такой баланс, чтобы реакции шли с контролируемым выделением тепла.


Итак, вначале требуется дозированное смешение Н2О и СН4.


Традиционные методы ведения этого процесса сложны и громоздки. Мы будем насыщать метан водяными парами путем пропускания пузырьков этого газа через нагретую до 100 градусов Цельсия воду, а чтобы пузырьки активно разбивались, размещаем на их пути твердые ферритовые частички размером 1—2 мм.


Но в этой массе рано или поздно пузырьки находят дорогу и затем, практически не разбиваясь, проходят по образовавшемуся каналу. Чтобы этого не происходило, частички из феррита и смесительную камеру ставим в соленоид с подачей переменного тока.


В этом и заключается существенное отличие нашего диспергатора от традиционных устройств (см.рис 5).


Диспергатор

Это такое устройство, в котором метан насыщается парами воды.

Под действием вибрации частиц феррита в пульсирующем магнитном поле пузырьки метана постоянно разбиваются, проходят сложный зигзагообразный путь и насыщаются парами воды.


К соленоиду жестких требований нет, поскольку запитывается он от ЛАТРа или от какого-либо из имеющихся в продаже регуляторов света.


Регулировка напряжения на соленоиде необходима, чтобы, изменяя магнитное поле, одновременно изменять и степень насыщения метана парами воды. О цели этих изменений будет сказано ниже.


Количество витков в катушке может быть от 500 до 1000. Диаметр провода 0,1— 0,3мм. Труба диспергатора берется из неферромагнитного металла, поэтому в переменном магнитном поле она будет разогреваться. Кроме того, и метан поступает в воду разогретым.


Но не смотря на это, воду все равно требуется предварительно нагревать до кипения, иначе не получить нужного количества водяного пара.


Ещё необходим бачок для подпитки водой, поскольку она непрерывно расходуется на образование паро-метановой смеси, для этой цели подойдет сливной бачок от стандартного унитаза, чьё сливное отверстие закрывается стальной пластиной, с приваренной сливной трубкой, конец этой трубки вставляется в диспергатор и изгибается вниз на 180° (см. рис. 5).



Делается это с целью безопасности, чтобы исключить попадание газа-метана в бачок.


Готовая паро-метановая смесь разогревается до температуры 550—600 градусов в теплообменнике.


Необходимо расположить бачок таким образом, чтобы уровень воды в смесителе—диспергаторе не поднимался выше 150 мм, т.е. до половины его высоты, это связано с величиной давления в газовой сети (=150 мм водного столба!), иначе вода будет препятствовать проходу газа-метана в диспергатор.


Также воду перед подачей в бачок необходимо очистить от примесей хлора. С этим справятся стандартные средства очистки воды для бытовых целей.



Готовая паро-метановая смесь разогревается до температуры 550—600 градусов в теплообменнике. Устройство теплообменника (см. рис. 6) уже достаточно подробно было описано выше (см. рис.1). Поэтому приведем только уточнение размеров.


Теплообменник изготавливается из нержавеющей стали, обязательно варится в среде инертного газа. Трубки из нержавеющей стали крепятся к корпусу только сваркой.


Наполнитель теплообменника изготовляется из 1—2 миллиметровых частиц керамики. Это может быть, например, дробленая фарфоровая посуда. Наполнять емкость надо достаточно плотно, с обязательным встряхиванием.

Возможная ошибка: при недостаточном наполнении теплообменника частицами керамики газ найдет себе дорогу, и потоки будут ламинарными, чем ухудшается теплообмен.
ВНИМАНИЕ: вся система должна быть герметична и не допускать никаких утечек! Так как в теплообменнике поддерживается очень высокая температура, нельзя применять какие-либо уплотнители — только аргонная сварка.

Самым сложный и ответственным узлом является конвертор-реактор (рис. 7). В нем собственно и происходит конверсия метана (превращение его в синтез-газ).


Конвертор состоит из кислород-паро-метанового смесителя и реакционных каталитических колонн. Вообще, реакция идет с выделением тепла. Однако в нашем случае, чтобы процесс начался, на подводящих трубках необходим нагрев, поскольку мы осуществляем конверсию метана по реакции:


СН4 + Н2О <—> СО + ЗН2 - 206 кДж , с потерей тепла,


а значит нужно обязательно подводить тепло в конвертор. Для этого паро-метановый газ мы пропускаем через трубки, обогреваемые горелками.


Конвертор работает следующим образом: паро-метановая смесь поступает в камеру, в которой вварены трубки из нержавеющей стали. Количество трубок может быть от 5 до 20 в зависимости от желательной производительности конвертора.


Пространство верхней камеры должно быть обязательно плотно набито крупнозернистым песком или дробленой керамикой или крошкой нержавейки, размеры частиц 0,5—1,5 мм. Это необходимо для лучшего перемешивания газов, а самое главное — для пламягашения.


При соединении воздуха с горячим метаном может произойти загорание. Поэтому в верхней камере набивка осуществляется с обязательным встряхиванием и досыпкой.


Трубки и сборная камера (на рис. 7 - нижняя), как раз и набиваются частицами, содержащими катализатор — окись никеля. Массовая доля никеля в катализаторе при пересчете на NiO, должна составлять не менее 7,5±1,5%.


Остаточное содержание метана при конверсии с водяным паром природного газа (соотношение пар:газ=2:1), при температуре 500°С — 38,5%, а при 800°С — не более 1,5%.


Массовая доля "вредной" серы в пересчете на SОз, должна быть не более 0,005%.


В качестве катализатора лучше всего использовать готовый промышленный, но в крайнем случае можно сделать его самостоятельно.


Для этого нужно на воздухе прокалить частицы никеля. Если чистого никеля нет, то можно его приготовить из никель-содержащих 10—15—20-копеечных монет СССР.


Сотрите их на грубом абразивном круге или мелкой фрезой. Попадание абразива в набивку допускается. Полученный порошок прокалите и смешайте в пропорции 1/3 объема порошка с 2/3 объема молотой керамики (0,5 мм) или чистого грубозернистого песка.


Чтобы не перегревать верхнюю камеру, промежуток между верхними частями трубок заполняются на 10 см любым высокотемпературным теплоизолятором.


Простой способ получения теплоизолятора: обычный канцелярский силикатный клей смешивают с 10—15 весовыми процентами тонкомолотого мела или талька или глины. Перемешивают тщательно.


Наливают смесь тонким слоем и сразу же прижигают огнем паяльной лампы.


Вскипевшая в клее вода образует пемзообразную белую массу. Когда она остынет, опять наливают на нее слой клея с мелом и опять обрабатывают пламенем.


И так повторяют до тех пор, пока не получат, необходимый слой теплоизолятора. В итоге покрытие получается похожим на профессиональную теплоизоляцию центрального отопления:


После окончания сборки конвертора его помещают в стальной короб, которой обязательно теплоизолируют материалом, выдерживающим температуру до 1000 градусов, например, асбестом.


Горелки инжекционного типа, могут быть любые, от 5 штук до 8. Чем их больше, тем равномернее нагрев. Возможна также система, использующая одну горелку. Пламя ее имеет несколько выходов через отверстия в трубе.


Газовые горелки есть в продаже, например, те, что используются для обработки лыж. Есть в продаже также газовые паяльные лампы, поэтому мы даем только общую схему.


Горелки должны соединяться параллельно и регулироваться стандартным газовым краном, например, от газовой плиты, но лучше взять автоматический регулятор от бытовой газовой плиты - дороговат, но надёжен и удобен - с его помощью можно задать нужную температуру внутри конвертора-реактора, повысив тем самым степень автономности установки в целом.

Эжекторный смеситель


Эжекторный смеситель подачи воздуха и метана в камеру конвертора (см.рис.8.) - это еще один из ответственных узлов.



Смеситель состоит из двух сопел одно подает метан, насыщенный парами воды, а другое — эжектор воздуха. Воздух поступает от компрессора , количество его регулируется клапаном давления (рис. 9).


Компрессор может быть практически от любого бытового холодильника, давление регулируется от "нуля" до необходимого, которое будет не на много выше давления в газовой магистрали (т.е. => 150 мм. вод. ст.).


Необходимость подачи воздуха (кислорода) в конвертор обусловлена тем, что по реакции [5] часть водорода должна быть поглощена с выделением СО, тем самым увеличивается количество окиси углерода до пропорции СО:Н2 = 1:2, т.е. число молей (объемов) водорода должно быть в два раза большим объемов окиси углерода.


Наличие избыточного воздуха приведёт к синтезу побочных продуктов - кислот, высших спиртов - "сивухи" и прочих вредных компонентов.


Но возникновение CO2 произойдет по реакции [1] с выделением большого количества тепла. Поэтому вначале процесса компрессор мы не включаем и винт держим вывернутым. Воздух не подаем. И по мере разогрева камеры и включении всей системы будем постепенно, включив компрессор и вворачивая винт клапана давления, увеличивать подачу воздуха и одновременно уменьшать пламя на горелках.


Контроль будем вести по количеству излишков водорода на выходе из конденсатора метанола (теплообменник 3. и 3.1) через фитиль(13, рис. 10), сокращая его.


Фитиль для дожига излишка синтез-газа представляет собой 8-миллиметровую трубку, длиной 100 мм, набитую медным проводом по всей длине, чтобы пламя не пошло вниз, в канистру с метанолом.


Мы разобрали все узлы установки получения метанола.


Как ясно из предыдущего, вся установка состоит из двух основных узлов: конвертора для создания синтез-газа (конверсия метана) и синтезатора метанола. Синтезатор (каталитический насос, см. рис. 2) достаточно хорошо описан выше. Единственно, что следует добавить — это необходимость установки теплоизолятора между трубой и катушкой. Как изготовить теплоизолятор, мы рассказывали чуть выше.

Общая схема установки



Работа общей схемы: из газовой магистрали метан поступает через вентиль (14) в теплообменник (3.1), разогревается до 250—300°C, затем поступает в фильтрующий реактор (15), который работает по принципу каталитического насоса (как на рис.2, только диаметр трубы - 8см) и содержит в себе окись цинка - для очистки газа от примесей серы и лишь затем газ поступает в смеситель-диспергатор (2), где насыщается парами воды.


Вода (дистиллированная) добавляется в диспергатор непрерывно из бачка (1).


Вышедшая газовая смесь поступает в теплообменник (3.2), где разогревается до 500—600°C и идет в конвертор (4). На катализаторе при температуре 800°C происходит реакция [2]. Для создания этой температуры работают горелки (12).


После установления температурных режимов включается компрессор (5) и постепенно подается воздух в смеситель (11).


Повышение давления осуществляется путем вворачивания винта в клапане ( 8) . Одновременно уменьшаем пламя на горелках (12) при помощи вентиля (14.2).


Полученный на выходе синтез-газ поступает в теплообменники (3.1; 3.2), где охлаждается до температуры 320—350°. Затем синтез-газ поступает в синтезатор метанола (6), где на катализаторе из смеси одинакового количества ZnO, CuO, CoO происходит превращение его в метанол СН3ОН.


Смесь газообразных продуктов на выхода охлаждается в теплообменнике (3.3), который описан выше (см. рис. 1) и поступает в накопительный бачок (10). В верхней его части находится трубка — фитиль (13), где дожигаются продукты, которые не прореагировали в процессах.

ВНИМАНИЕ: сжигание непрореагировавших газов совершенно необходимо!

Метан через вентиль (14) поступает в теплообменник (3.1), разогревается до 250—300 градусов и поступает через реактор-фильтр (15) в смеситель—диспергатор (2), где насыщается парами воды.


Вода добавляется в диспергатор непрерывно из бачка(1). Вышедшая газовая смесь поступает в теплообменник (3.2), где разогревается до 500—600 градусов и идет в конвертор (4).


На NiO — катализаторе при температуре 800—900 градусов происходит реакция [2]. Рабочую температуру создают горелки (12).

Важные советы


Катализаторы можно готовить самому путем прокаливания порошковых металлов на воздухе.


Измерение температуры можно осуществлять при помощи термоиндикаторных красок, которые в настоящее время достаточно распространены. Измерение нужно проводить на входных и выходных трубках.


Если термокрасок вы не достанете, можно изготовить сплав олово — свинец — цинк. При определенных, найденных экспериментально, пропорциях смешения они будут иметь необходимую температуру плавления. Нанося полученные сплавы на трубки и следя за их плавлением, можно с некоторой погрешностью контролировать температуру.


Если вы не допустили образования газовых карманов (т.е. полностью заполнены все полости соответствующей крошкой), если устранили утечки и самое главное — своевременно зажжен и постоянно горит фитиль (11), то установка будет абсолютно безопасна.


Подбирая катализаторы можно повышать тепловой КПД, увеличить процент выхода метанола. Для достижения оптимума здесь требуются эксперименты. Они проводятся во многих институтах разных стран. В России к числу таких НИИ относится, например, ГИАП (Государственный институт азотной промышленности).


Следует иметь в виду, что получение метанола из природного газа в компактных установках — новое дело, и многие процессы еще недостаточно изучены. В то же время метанол — одно из самых экологически чистых и практически идеальных топлив. И, самое главное, получение его основано на безграничных и возобновляемых ресурсах — метане.

Реакция государства на публикацию этой информации


Приведем фрагмент интервью с редакцией журнала "Приоритет", где впервые была опубликована схема и теоритическое обоснование возможности получения метилового спирта в домашних условиях:

Цитировать

Дорогой спирт — это соблазн правительству залатать свою бездарную экономическую литику. Спирт дешев, и его искусственная дороговизна безумно дорого обходится всем нам. Так что, когда у власти находятся временщики, проблемы, им вверенные, остается решать изобретателям.



Мы научим людей делать чистый спирт практически из чего угодно.


- Вы всерьез хотите связать проблему власти с "бесплатным" автомобильным топливом?


Нам внушают идею о выравнивании цен на бензин под мировые цены. Но за месячную зарплату немецкий рабочий мог бы купить 3,3 тонны бензина, наш работяга — 220 литров. Это притом, что Германия бензин ввозит. Так что, вывозя в огромных количествах топливо и, обогащая на этом кучку дельцов, нас лишают не только будущего, но и настоящего.


Поэтому мы и пошли на публикацию технологии лучения метанола из природного газа.


- Но возникнут сложные проблемы. Нужно будет опять ставить газовые счетчики на каждую квартиру, контролировать их. том это просто опасно: ведь метанол — страшный яд.


Что касается счетчиков — это не наша проблема и не проблема граждан. Думаю, что в настоящее время проконтролировать лучение метанола в квартирах невозможно. Не смогли же тысячи участковых кончить с самогоноварением. А маленький чемоданчик, дключенный к плите и водопроводу и к тому же не издающий никаких запахов, искать безнадежно.


Что же до ядовитости метанола здесь вы абсолютно правы — 30 мл выпитого метанола, смертельны. Но и рюмка бензина ядовита не меньше. Но если выхлоп сгоревшего в двигателе бензина медленно губит все живое в городах, то выхлоп метанола абсолютно чист.


Кроме того, двигатель, работающий на метаноле, служит во много раз дольше и мощность его намного выше. Поэтому его широко ис льзуют в спортивных машинах. Знаю это как бывший мотогонщик. Самое главное для безопасности производства метанола на нашем оборудовании — точно следовать рекомендациям.

     

Оригинал тут: http://electro-shema.ru/homebusiness/proizvodstvo-metanola.html
 

4
Китайская Z-машина

Как сообщает веб-ресурс SinoAtom.Ru , в китайской провинции Сычуань в интересах военных строится установка, с помощью которой станет возможным моделировать "в беспрецедентных масштабах" условия, возникающие при термоядерном взрыве.

Речь идёт о китайской версии так называемой Z-машины. Под таким именем известна установка "Z Pulsed Power Facility", построенная в Сандийских национальных лабораториях и являющаяся одним из мощнейших в мире источников рентгеновского излучения.

С помощью Z-машины американские учёные и специалисты проводят исследования процессов, протекающих при экстремально высоких температурах. Результаты этих работ нужны как для мирного применения, так и для военных целей.

В центре установки при проведении экспериментов помещается мишень из нескольких сотен сверхтонких вольфрамовых проволочек. Под воздействием тока силой десятки мегаампер вольфрамовые проволочки превращаются в плазму, и при столкновениях разогнанных магнитным полем частиц образуется интенсивное рентгеновское излучение.

Китайский аналог

Китайская академия инженерной физики создаёт на объекте в городском округе Мяньянь, являющимся одним из исследовательских центров по разработке ядерного оружия, китайский вариант Z-машины, призванный превзойти по своим параметрам американскую установку.

В Мяньяне расположен один из старейших исследовательских центров военной ядерной программы Китая. - Прим. SinoAtom.Ru.

Планируется, что китайская установка войдёт в строй "через несколько лет". Энергия, излучаемая в одном рентгеновском импульсе, достигнет в китайской установке значений порядка 60 миллионов джоулей, что примерно в 60 раз больше известных результатов американской Z-машины (2,7 миллиона джоулей).

"Импульс просто беспрецедентный. С таким количеством энергии мы сможем нагреть мишень более чем до 100 миллионов градусов Цельсия. Это затмит машину в Сандии", - цитирует газета слова Лю Бо, доцента института ядерной науки и технологии Сычуаньского университета.

Он считает, что на китайской Z-машине получится запустить термоядерную реакцию. В те периоды, когда она не будет занята военными экспериментами, её можно будет задействовать для нужд НИР по программе термоядерной энергетики.

Уменьшенный вариант Z-машины китайская академия инженерной физики уже построила, пишет газета, ссылаясь на "одного физика". Он способен производить до 9 миллионов джоулей в импульсе.

Соревнование с США

Академия инженерной физики КНР в последние годы активно проводит различные эксперименты, в которых моделируются условия, возникающие при ядерных взрывах.

По сведениям газеты, в период с сентября 2014 года по декабрь 2017 года академия провела порядка 200 таких экспериментов. Для сравнения, в США в 2012-2017 годах сделали всего 50 экспериментов.

На фоне успехов китайской ядерной науки президент США Дональд Трамп обвинил Китай и Россию в том, что они вовлекли американцев в "сумасшедшую" гонку вооружений.

Пекин обвинение категорически отверг. "Мы никогда не участвовали в какой-либо гонке вооружений и не являемся угрозой ни для какой страны", - заявил официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан.

Однако в мае 2018 года в газете "Чжунго цинван", выпускаемой коммунистическим союзом молодёжи Китая, была опубликована статья с иным посылом. В ней говорилось, что перед академией инженерной физики КНР поставлена задача обойти США в развитии ядерного оружия.

Девизом учёных и инженеров, работающих на совершенно секретных исследовательских объектах, является "Мы должны превзойти США", утверждалось в публикации комсомольской газеты.

На этих объектах, по научно-исследовательскому оснащению входящих в число "лучших в мире", работает немало выпускников лучших университетов, включая Цинхуа, калифорнийский технологический институт ("Caltech") и Оксфорд.

Поддержка и вызовы

Профессор Цзоу Сяобин, изучающий Z-машины на электротехническом факультете университета Цинхуа, считает, что правительство КНР обязалось оказывать постоянную поддержку ядерным исследованиям.

Огромные вложенные инвестиции способствовали строительству больших установок. А вот в США ситуация неясная - не потому, что американские исследователи работают недостаточно усердно или ярко, а потому, что финансовая поддержка от правительства США стала нестабильной и часто сокращается", - говорит Цзоу Сяобин.

Физик-ядерщик из пекинского университета Лэй Юань, в свою очередь, предупреждает, что китайским специалистам нужно готовиться к серьёзным испытаниям и трудностям.

Он напоминает, что американские учёные, занимающиеся военной ядерной программой, при разработке своих технологий прошли через сложности и дорогостоящие неудачи. Китайские специалисты ставят перед собой ещё более амбициозные цели, поэтому и препятствия на их пути могут оказаться большими.

Трудности могут быть как технического, так и политического характера. Так, реакцию синтеза сопровождает выделение высокоэнергетичных нейтронов, повреждающих конструкции и оборудование. А создание так называемой чистой термоядерной бомбы приведёт к необходимости переписывания международных договоров по ядерному оружию.

"Но я не думаю, что нам нужно беспокоиться об этом до того, как мы увидим реальную новую бомбу. Технология (её создания) слишком сложна, и пока она остаётся больше фантастикой, чем реальной угрозой", - добавляет Лэй Юань.


В статье "South China Morning Post" выдвинуто предположение, что одной из целей создания Z-машины в Китае является проведение экспериментов в интересах создания чистого термоядерного оружия, не требующего уранового или плутониевого инициатора.

Такое оружие не создаёт долговременного радиоактивного заражения местности при применении.

Напомним, что газета "South China Morning Post", выпускаемая в Гонконге, принадлежит группе "Alibaba" влиятельного китайского бизнесмена Джека Ма. По состоянию на конец ноября 2018 года Джек Ма считался самым богатым человеком в КНР. - Прим. SinoAtom.Ru.

5
Теплогенератор кавитационный для отопления помещения
Принцип работы теплогенератора

Чтобы обеспечить экономное отопление жилого, подсобного или производственного помещения, хозяева используют различные схемы и приемы получения тепловой энергии. Для того чтобы собрать теплогенератор кавитационного действия своими руками, следует разобраться в процессах, которые позволяют осуществить выработку тепла.


Содержание

1 Что лежит в основе работы
2 Виды теплогенераторов
2.1 Роторный генератор тепла
2.2 Статический генераторный насос
3 Технология работы теплогенератора отопления
3.1 Положительные и отрицательные свойства теплогенераторов
4 Изготовление теплогенератора своими руками
4.1 Список деталей и приспособлений для создания генератора тепла:
4.2 Выбор насоса циркуляционного действия
4.3 Изготовление кавитационной камеры
4.4 Изготовление водяного контура
4.5 Испытание генератора

Что лежит в основе работы

Кавитация обозначает процесс образования парообразных пузырьков в толще воды, чему способствует медленное понижение водяного давления при большой скорости потока. Возникновение каверн или полостей, заполненных паром, может быть вызвано и прохождением акустической волны или излучением лазерного импульса. Замкнутые области воздуха, или кавитационные пустоты, перемещаются водой в область высокого давления, где происходит процесс их схлопывания с излучением волны ударной силы. Явление кавитации не может возникнуть при отсутствии указанных условий.

Физический процесс кавитационного явления сродни закипанию жидкости, но при кипении давление воды и пара в пузырьках является средним по значению и одинаковым. При кавитации давление в жидкости выше среднего и выше парового давления. Понижение же напора носит локальный характер.


При создании нужных условий молекулы газа, которые всегда присутствуют в толще воды, начинают выделяться внутрь образующихся пузырьков. Этот явление проходит интенсивно, так как температура газа внутри полости достигает до 1200ºС из-за постоянного расширения и сжимания пузырьков. Газ в кавитационных полостях содержит большее число молекул кислорода и при взаимодействии с инертными материалами корпуса и других деталей теплогенератора приводит к их скорой коррозии и разрушению.

Исследования показывают, что разрушительному действию агрессивного кислорода подвергаются даже инертные к этому газу материалы – золото и серебро. Кроме того, явление схлопывания воздушных полостей вызывает достаточно шума, что является нежелательной проблемой.

Многие энтузиасты сделали процесс кавитации полезным для создания отопительных теплогенераторов частного дома. Суть системы заключена в замкнутом корпусе, в котором продвигается водяная струя через кавитационное устройство, для получения давления используется обыкновенный насос. В России на первое изобретение отопительной установки был выдан патент в 2013 году. Процесс образования разрыва пузырьков происходит под действием переменного электрического поля. При этом паровые полости являются маленькими по размеру и не взаимодействуют с электродами. Они передвигаются в толщу жидкости, и там происходит вскрытие с выделением дополнительной энергии в теле водяного потока.

Виды теплогенераторов
Роторный генератор тепла
Такое устройство представляет собой видоизмененный насос центробежного действия. В таком устройстве роль статора исполняет корпус насоса, в него установлена входящая и выходящая труба. Основным рабочим органом является камера, внутрь которой помещен подвижный ротор, работающий по типу колеса.

За время создания кавитационных насосов конструкция ротора претерпела много изменений, но самой продуктивной считается модель Григгса, который одним из первых достиг положительных результатов в создании теплогенератора кавитационного действия. В таком устройстве ротор выполнен в форме диска, на поверхности которого предусмотрены многочисленные отверстия. Они глухие, с определенным диаметром и глубиной. Количество ячеек зависит от частоты электрического тока и, следственно, вращения ротора.
 
Статор в теплогенераторе представляет собой цилиндр, запаянный с обоих концов, в котором вращается ротор. Зазор между диском ротора и стенками статора составляет около 1,5 мм.

Ячейки ротора нужны чтобы в толще струи жидкости, которая постоянно трется о поверхности подвижного и статического цилиндра, возникали завихрения для образования кавитационных полостей. В этом же зазоре и происходит нагрев жидкости. Для эффективной работы теплогенератора поперечный размер ротора должен быть не менее 30 см, при этом определяется скорость вращения 3000 оборотов за минуту. Если сделать ротор меньшего диаметра, тогда следует увеличить число оборотов.

При всей кажущейся простоте отработка четкого действия всех частей роторного теплогенератора требуется довольно точная, включая балансировку подвижного цилиндра. Нужно уплотнение роторного вала с постоянной заменой вышедших из строя изоляционных материалов.

Коэффициент полезного действия подобных генераторов не является впечатляющим, работа сопровождается шумовым эффектом. Срок их службы непродолжителен, хотя они работают на 25% производительнее статических моделей теплогенераторов.

Статический генераторный насос
Конструкция кавитационного теплогенератораНаименование статического теплогенератора оборудование получило условно, что связано с отсутствием деталей вращательного действия. Чтобы создать кавитационные процессы в жидкости применяют конструкцию из сопел.

Воссоздание явления кавитации требует обеспечения высокой скорости перемещения воды, для чего применяют мощный насос центробежного принципа. Насос придает повышенное давление потоку воды, которая устремляется во входное отверстие сопла. Выходной диаметр сопла гораздо уже предыдущего и жидкость получает дополнительную энергию движения, скорость ее увеличивается. На выходе из сопла из-за быстрого расширения воды получаются кавитационные эффекты с образованием полостей газа внутри тела жидкости. Прогревание воды происходит по тому же принципу, что и в роторной модели, только эффективность несколько снижена.

Теплогенераторы статического действия имеют ряд преимуществ перед роторными моделями:

конструкция статорного прибора не требует принципиально точной балансировки и подгонки деталей ;
механическая подготовительная операция не требует четкой шлифовки;
из-за отсутствия подвижных деталей гораздо меньше изнашиваются уплотнительные материалы;
эксплуатация оборудования более длительная, до 5 лет;
в условиях прихода в негодность сопла, его замена потребует меньше затрат, чем в роторном варианте теплогенератора, который нужно воссоздать заново.
Технология работы теплогенератора отопления
Производство и продажа вихревых теплогенераторовНасос повышает давление воды и подает его в рабочую камеру, патрубок которой соединен с ним при помощи фланца.

В рабочем корпусе вода должна получить увеличенную скорость и давление, что осуществляется при помощи труб различного диаметра, сужающихся по ходу потока. В центре рабочей камеры происходит смешение нескольких напорных потоков, приводящее к явлению кавитации.

Чтобы можно было контролировать скоростные характеристики водного потока, на выходе и ходе рабочей полости устанавливают тормозные устройства.

Вода передвигается к патрубку в противоположном конце камеры, откуда поступает в возвратном направлении для повторного использования при помощи насоса циркуляционного действия. Нагрев и получение тепла происходит за счет движения и резкого расширения жидкости на выходе из узкого отверстия сопла.

Положительные и отрицательные свойства теплогенераторов
Кавитационные насосы относят к простым устройствам. В них происходит преобразование механической двигательной энергии воды в тепловую, которая расходуется на отопление помещения. Прежде чем построить кавитационный агрегат своими руками следует отметить плюсы и минусы такой установки. К положительным характеристикам относят:

эффективное образование тепловой энергии;
экономный в работе за счет отсутствия топлива как такового;
доступный вариант приобретения и изготовления своими руками.
Теплогенераторы имеют недостатки:

-шумная работа насоса и явления кавитации;
-материалы для производства не всегда достать просто;
-использует приличную мощность для помещения в 60– 80 м2;
-занимает много полезного пространства комнаты.
-Изготовление теплогенератора своими руками
-Список деталей и приспособлений для создания генератора тепла:
-Кавитационные теплогенераторы- отоплениедля измерения давления на входе и выходе из рабочей камеры нужны два манометра;
-термометр измерения температуры входной и вытекающей жидкости;
-вентиль для удаления воздушных пробок из системы отопления;
-входной и выходной патрубки с кранами;
-гильзы под термометры.

Выбор насоса циркуляционного действия
Для этого нужно определиться с требуемыми параметрами устройства. Первой характеристикой является возможность работы насоса с высокотемпературными жидкостями. Если пренебречь таким условием, то насос быстро выйдет из строя.

Далее нужно выбрать рабочее давление, которое может создавать насос.

Для теплогенератора достаточно, чтобы при входе жидкости сообщалось давление в 4 атмосферы, можно поднять такой показатель до 12 атмосфер, что увеличит скорость нагрева жидкости.

Производительность насоса существенного влияния на скорость нагрев оказывать не будет, так как при работе жидкость проходит через условно узкий диаметр сопла. Обычно транспортируется до 3–5 кубических метров воды в час. Гораздо большее влияние на работу теплогенератора будет иметь коэффициент перехода электричества в тепловую энергию.

Изготовление кавитационной камеры
Вихревые кавитационные теплогенераторыКлассическим примером является выполнение приспособление в виде сопла Лаваля, которое модернизируется мастером, изготовляющим генератор своими руками. Особое внимание следует уделить выбору размера сечения проходного канала. Оно должно обеспечить максимальный перепад давления жидкости. Если устроить наименьший диаметр, то вода будет вылетать из сопла под большим давлением, и процесс кавитации будет происходить более активно.

Но в таком случае будет уменьшен поток воды, что приведет к смешиванию ее с холодными массами. Маленькое отверстие сопла также работает на увеличение числа воздушных пузырьков, что увеличивает шумовой эффект работы и может привести к тому, что пузырьки начнут образовываться уже в камере насоса. Это уменьшит срок его службы. Наиболее приемлемым, как показала практика, считается диаметр 9– 16 мм.

По форме и профилю сопла бывают цилиндрической, конусной и закругленной формы. Однозначно нельзя сказать, какой выбор будет более эффективным, все зависит от остальных параметров установки. Главное, чтобы вихревой процесс возникал, уже на этапе начального входа жидкости в сопло.

Изготовление водяного контура
Генераторы кавитационный для системы отопленияПредварительно следует составить схематично протяженность контура и его особенности, все это перенести на пол мелом. Принципиально о контуре можно сказать, что он представляет собой изогнутую трубу, которая присоединяется к выходу их кавитационной камеры, а потом жидкость подается снова на вход. В качестве дополнительных приборов подсоединяются два манометра, две гильзы, в которые устанавливают термометр. Также в контуре присутствует вентиль для сбора воздуха.

Вода в контуре поступает против часовой стрелки. Для регулирования давления ставим вентиль между входом и выходом. Применяется труба диаметром 50, что характерно для совпадения с размером патрубков.

Старые модели теплогенераторов работали без установки сопел, повышение напора воды было предусмотрено за счет разгона воды в трубопроводе достаточно большой протяженности. Но в нашем случае не стоит применять слишком большую длину труб.

Испытание генератора
Насос подключают к электричеству, а радиаторы — к системе отопления. После того как оборудование установлено, можно приступить к испытаниям. Осуществляем включение в сеть и двигатель начинает работу. При этом стоит обратить внимание на показание манометров давления и установить нужную разницу с помощью вентиля между входом и выходом воды. Разница атмосфер должна быть в диапазоне от 8 до 12 атмосфер.

После этого пускаем воду и наблюдаем за температурными параметрами. Достаточным будет нагревание в системе за десять минут на 3–5ºС за минуту. За небольшой промежуток времени нагрев достигает 60ºс. Наша система вместе с насосом запитана 15 литрами воды. Этого вполне достаточно для эффективной работы.

Для применения в быту теплогенераторов достаточно немного желания и навыков сборщика, так как все устройства применяются в готовом виде. А эффективность не заставит себя ждать.


6
Тема стремительного подорожания топлива — одна из самых обсуждаемых, причем на разных уровнях. Дмитрий Медведев обвиняет нефтяные компании в эгоизме, а те утверждают, что работают в убыток. Корреспондент НТВ Юрий Кучинский разбирался, из чего складывается цена на бензин и почему дорогая нефть совсем не значит дешевое топливо.
Цена на бензин складывается из множества факторов. В частности, нужно помнить о размерах России и о том, сколько стоит доставить нефть из Сибири, например, на рязанский НПЗ.

Рустам Фатхеев, начальник технологического участка — заместитель главного технолога: «Нефтепереработка всегда считалась дорогим удовольствием. Она требует колоссальных капитальных вложений. Посмотрите, очень сложное оборудование. Электронные процессы, автоматизация сложная. Это те компоненты, которые мы используем для повышения качества и надежности топлива».

В бензиновой цене также очень важен курс рубля, а он, в отличие от нефти, не вырос.

Дмитрий Махонин, начальник управления контроля ТЭК, Федеральная антимонопольная служба: «Национальная валюта не укреплялась. В силу санкций, бюджетных правил, и это означает, что, по сути дела, стоимость барреля в рублях сейчас на рекордном уровне и даже выше в рублях, чем в тот период, когда нефть стоила больше 100–140 долларов за баррель».

Таким образом, на рынке сложилась ситуация, когда нефтяным компаниям гораздо выгоднее продавать топливо за границу за твердую валюту. Поставки на внутренний рынок фактически превращаются в убытки. Нефтяники говорят, что на каждом литре бензина они уже теряют по 5 рублей, и это результат фискальной политики государства. При этом госкомпании не могут работать на экспорт, как бы им ни хотелось. У них обязательства поставлять бензин на внутренний рынок.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации: «Много лет назад, еще в 2014 году, была сформирована идеология так называемого налогового маневра, по которой правительство повышает налог на добычу полезных ископаемых(НДПИ) и снижает налоговую пошлину. Тем самым правительство повышает цену на внутреннем рынке для предельного упрощения экспорта нефти и нефтепродуктов. Более двух третей того, что мы платим за бензин, уходит в бюджеты разного уровня. В результате политики правительства по выпихиванию российского сырья за границу, мы видим бурный рост экспорта — в полтора раза в первые 4 месяца этого года».

При этом, помня про нефтяную иглу бюджета, и само правительство не может бесконечно требовать от нефтяников каких-то уступок. Ведь именно государство заинтересовано в том, чтобы его главный источник дохода не снижался.

Сергей Асланян, автоэксперт: «У нас в литре любого топлива 7% стоимости нефти на бирже. Это практически математическая погрешность. 33% — это интерес переработчика, но это серьезная работа — нефть добыть, доставить на завод, развести и продать. 60% — это интерес государства. Поэтому, когда мы видим, что цена растет, а баррель на бирже падает, это только интерес государства».

Акцизы на бензин планировали с июля еще повысить, но теперь принято решение все-таки снизить. Правда как это скажется на табличках заправок, непонятно. Кардинально фискальная политика не меняется. Нефтяники продолжают работать в убыток, а с него налоги не заплатишь.

Оригинал https://delyagin.ru/articles/191-materialy-mgd/59394-neft-nalogi-kurs-rublja-pochemu-v-rossii-dorozhaet-benzin

7
Господа!
Подскажите самый выгодный способ генерации для майнинга криптовалют.

8
Посмотрел недавнее интервью с Острецовым, где он вскользь упомянул что начались работы в его направлении и проявлен интерес к тебе энергетики на ускорителях.

https://www.youtube.com/watch?v=mtEdGj_msXo&list=PLQSzSMaNAo22ZxOyW70Hvnpo0oQkERr3x 


Что вы думаете об этом?
Может у кого есть информация более подробная ?

9
почему до сих под никому не пришла в голову идея использовать ядерные установки для замены дизельных силовых установок на гражданских судах, таких как танкеры или контейнеровозы ?

10
Что имел ввиду Острецов. Действительно ли это возможно (формировать  нейтроны таких высоких энергий). ???

11
или не собачим ???

12
Газовый котел на сжиженом газе NevaLux
Тепловая завеса жидкостная Defender (купил на авито)
два радиатора по 14 секций.
Разводка - полипропилен.
Фото выложу позже.

13
Есть ли примеры успешно работающих Электростанций на торфе? Интересно как большие станции, так и домашние

14
Есть ли смысл в разработке реактора который сразу работал не печь, без преобразования в электричество?

15
Профессионалы расскажите есть такое покрытие ? и есть есть то какое ? как его наносят ?

Страницы: [1] 2